Донецко-Криворожская Советская Республика (ДКСР) была создана на территории Донецко-Криворожского бассейна и вошла в состав РСФСР. Примечательно, что также В состав республики вошли территории Харьковской и Екатеринославской губерний, часть Херсонской губернии и прилегающих к ним промышленных районов области Войска Донского.
Идея административно-хозяйственного объединения предприятий Донецкого угольного бассейна и Криворожского рудного района возникла ещё в царское время. С конца XIX века крупные предприниматели стали говорить о пользе экономической целостности региона. Уже к февральской революции 1917-го и политические, и экономические элиты края сошлись на необходимости объединения угольных и металлургических районов в единую структуру.
После февраля 1917 года унитарная Российская империя начала активно делиться. И если в Киеве и на правобережье Днепра преобладали идеи украинской «самостийности», то в Донбассе, с его изначально смешанным населением, к ним относились скептически или враждебно. В апреле 1917 года прошел первый съезд Советов Донецкого и Криворожского бассейнов. Депутаты собрались в Харькове, именно там уже десятки лет размещался Совет съездов горнопромышленников Юга России, и город давно воспринимался как неформальная столица региона.
Депутатов съезда выбрали из рабочих сотен промышленных предприятий и шахт, объединенных общей экономикой и технологическими процессами, отсюда и близость политических позиций.
Съезд объединил около сотни местных советов от шахтерской Макеевки в бывшей Области донского казачьего войска, до Кривого Рога, центра добычи железной руды на правом берегу Днепра в западной части Екатеринославской губернии. Съезд принял решение об образовании Донецко-Криворожской области. Столицей нового региона становился Харьков, при этом новая область не отделялась от России, а желала напрямую подчиняться Петрограду.
Съезд советов противопоставил себя заседавшей в Киеве Центральной Раде, которая по мере нарастания революционного хаоса претендовала на все большую самостоятельность украинских территорий. К августу 1917 года между Временным правительством в Петрограде и Центральной Радой в Киеве возник спор о границах и о том, что считать Украиной.
Показательно, что донецкие «олигархи» вековой давности откровенно не желали идти в самостийную Украину. Один из лидеров Совета съездов горнопромышленников Юга России Николай фон Дитмар, владелец харьковских заводов, производящих горнодобывающее оборудование для предприятий Донбасса и Кривого Рога, 1 августа 1917 года на заседании Временного правительства в Петрограде так высказался об отношениях Донбасса и Киева: «Весь этот район как в промышленном отношении, так и в географическом и бытовом представляется совершенно отличным от киевского. Весь этот район имеет свое совершенно самостоятельное первостепенное значение для России, живет самостоятельною жизнью, и административное подчинение харьковского района киевскому району решительно ничем не вызывается. Такое искусственное подчинение только осложнит и затруднит всю жизнь района, тем более что это подчинение диктуется вопросами не целесообразности и государственными требованиями, а исключительно национальными притязаниями руководителей украинского движения».
Временное правительство учло пожелания донецких «олигархов» и 4 августа 1917 года постановило, что территорией Украины являются только пять губерний бывшей империи — Киевская, Волынская, Подольская, Полтавская и Черниговская.
Киевская Центральная Рада в августе 1917 года претендовала на куда большие территории и тут же заявила об «империалистических тенденциях русской буржуазии в отношении Украины». Однако противниками Рады оказалась не только русская буржуазия, но и большевики Донбасса и Харькова. Уже в сентябре 1917 года лидер большевиков Харькова Федор Сергеев, оставшийся в истории как «товарищ Артем», высказал идею «декретирования (то есть провозглашения) республики Харьковской губернии, к организации которой будет привлечен весь Донецкий бассейн».
Сразу после свержения Временного правительства в Петрограде, Центральная Рада в Киеве провозгласила Украинскую народную республику (УНР), в которую явочным порядком включила Харьков и Донбасс. В ответ Советы существующей с апреля Донецко-Криворожской области 16 ноября 1917 года приняли официальное решение: «Развернуть широкую агитацию за то, чтобы оставить весь Донецко-Криворожский бассейн с Харьковом в составе Российской Республики и отнести эту территорию к особой, единой административно-самоуправляемой области».
В феврале 1918 года в Харькове собрался четвертый съезд Советов Донецко-Криворожской области. Один из основных вопросов повестки съезда был сформулирован предельно просто: «О выделении Донецкого бассейна».
12 февраля 1918 года в харьковской гостинице «Метрополь» после бурных дебатов 50 делегатов съезда из 74 поддержали решение о провозглашении Донецкой республики. Было сформировано правительство, совет народных комиссаров новой республики, в которое вошли представители большевиков, левых эсеров и меньшевиков. Глава правительства новорожденной республики, лидер местных большевиков «товарищ Артем» на следующий день отправил в Петроград Ленину и Свердлову телеграмму: «Областной съезд Советов принял резолюцию о создании Совета народных комиссаров Донецко-Криворожского бассейна как части общероссийской федерации Советов».
Фактически, Донецкая республика создавалась как региональное отрицание «петлюровской» УНР. Одновременно это было выступление харьковских и донецких большевиков против их украинских коллег по партии, настаивавших на включении Донбасса в состав еще не существующей советской Украины.
За три дня до провозглашения Донецкой республики Рада, уже бежавшая из Киева после наступления красных, подписала в Бресте договор с Германией и Австро-Венгрией, в соответствии с которым немецкие войска вводились на территорию Украины. Проблема была в том, что тогда никто не знал, где заканчивается украинская территория на востоке от Днепра. В Харькове располагались консульства ряда европейских стран — Франции, Великобритании, Бельгии, Швеции — и лидеры Донецкой республики через них распространили свое обращение о том, что Донбасс и Харьков не входят в состав Украины.
Сила была на стороне дивизий германского кайзера и австрийского императора, в чьих штабах и определили явочным порядком границы «самостийной Украины». Германии в условиях продолжавшейся мировой войны были нужны хлеб Причерноморья и ресурсы Донбасса, поэтому в Берлине решили считать их Украиной.
Донецкая республика пыталась сопротивляться. 16 марта 1918 года был издан «Декрет военных действий», где объявлялось о «вступлении республики в Южнорусский военный союз в целях совместной борьбы с германской оккупацией». В конце месяца была образована Красная армия Донбасса, которую возглавил штабс-ротмистр (капитан) Анатолий Геккер, до развала императорской армии воевавший на румынском фронте. Но восемь тысяч донецких красногвардейцев не могли остановить наступление германских и австрийских дивизий.
7 апреля 1918 года немцы заняли Харьков. Следом за ними в столицу Донецкой республики вошел Запорожский корпус Центральной Рады. Правительство Донецкой республики отступило в Луганск, который был объявлен новой столицей независимого Донбасса. 28 апреля немцы заняли и Луганск. Руководители Донецкой республики и отряды Донецкой красной армии отступили за Дон, а затем через территории, контролируемые пронемецки настроенными казаками атамана Каледина, прорвались к Царицыну.
В августе 1918 года Германия и Советская Россия подписали дополнительный договор к Брестским соглашениям о мире. Москва согласилась выплатить немцам большую контрибуцию золотом, но Германия, в свою очередь, обязалась, что «не будет ни вызывать, ни поддерживать образование самостоятельных государственных организмов» на оккупированной ею территории бывшей Российской империи. В ходе этих переговоров представители Советской России декларировали, что не признают ни Крым, ни Донбасс частью независимой Украины. Донбасс в документах этого соглашения именовался «временно оккупированной территорией».
В ноябре 1918 года революция произошла уже в Германии и германский оккупационный режим рухнул. В декабре 1918 года красные заняли Харьков, в город вернулся Совнарком Донецкой республики.
Но в этот момент большевики уже претендовали на все территории бывшей Российской империи. Поэтому лидеры партии во главе с Лениным предпочли создать большую Украину на обоих берегах Днепра. 17 февраля 1919 года постановлением Совета обороны РСФСР Донецко-Криворожская республика была ликвидирована. А 10 марта того же года на съезде советов в Харькове была образована Украинская Социалистическая Советская Республика. В принятой тогда же Конституции УССР советская Украина была провозглашена частью будущей всепланетной Единой Международной Социалистической Советской Республики.
Осенью 1991 года в Донецке члены Интердвижения Донбасса начали сбор подписей в поддержку требования автономии региона. В конце октября в Донецке совещание депутатов советов всех уровней юга и востока Украины приняло обращение к властям УССР, в котором требовалось «внести положение о федеративно-земельном устройстве в концепцию и в проект Конституции Украины».
В начале 90-х годов политическое противостояние вокруг идеи самостоятельного Донбасса так и осталось на уровне идеи, не выплеснувшись массово на улицы.
Снятию нарастающего конфликта способствовала принятая Верховным советом в Киеве «Декларация прав народов Украины» от 1 ноября 1991 года. В декларации всячески провозглашалось равенство всех народов и в частности подчеркивалось, что «Украинское государство гарантирует всем народам и национальным группам право свободного использования родных языков во всех сферах общественной жизни, включая образование».
Следует отметить, что практически одновременно с ДКР были созданы Одесская и Таврическая Советские республики, которые также как и ДКР, впоследствии, были ликвидированы по тем же политическим соображениям.
Если вы нашли ошибку в тексте, Выделите ее и нажмите клавиши Shift + Enter или нажмите здесь Я нашел ошибку