Донецкой Народной Республики
Архив
Ноябрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Сен    
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930  

karavatskij

   На минувших выходных в концертном зале Донецкой государственной академической филармонии состоялся концерт, посвященный 245-летию со дня рождения великого немецкого композитора Людвига ван Бетховена.

   Для зрителей в исполнении симфонического оркестра им. С.С. Прокофьева, солиста, лауреата премии им. С.С. Прокофьева Анатолия Каравацкого, под руководством главного дирижера Владимира Заводиленко прозвучал единственный завершенный скрипичный концерт Людвига ван Бетховена, написанный в 1806 году – Концерт для скрипки с оркестром, ре мажор.

   Это гениальное произведение, созданное Людвигом ван Бетховеном специально для своего друга и коллеги Франца Клемента, известного скрипача тех времен, имеет удивительную историю. Премьера концерта состоялась в Венском театре 23 декабря 1806 года. А поскольку сольная партия была завершена композитором прямо перед концертом, Францу Клементу пришлось некоторые ее части читать прямо с листа. По существующей легенде, желая развлечь публику, Клемент играл вариации на темы концерта, перевернув музыкальный инструмент вверх ногами.

   – Я во второй раз исполняю Концерт для скрипки с оркестром этого величайшего композитора, – рассказал Анатолий Каравацкий. – А слушаю это произведение с детства, на протяжении всей жизни.

   В кабинете Анатолия Николаевича собраны афиши его выступлений: Л. Бетховен – Десять сонат для скрипки и фортепиано, И.С. Бах – Сонаты и партиты для скрипки соло, Концерт французской камерной музыки – Сонаты для скрипки и фортепиано Ц. Франка, К. Дебюсси, М. Равеля, Концерты для скрипки с оркестром С.С. Прокофьева и огромное количество других. Ежегодные сольные концерты Анатолия Каравацкого известны как жителям Донецка, так и почитателям таланта скрипача далеко за его пределами. 

   Донецкий скрипач – преемник прославленной скрипичной школы, воспитавшей плеяду талантливых музыкантов. В свое время он учился у профессора Одесской музыкальной академии (консерватории) Бениамина Зиновьевича Мордковича, преемника великого Столярского. На пятом курсе консерватории Анатолий Каравацкий исполнил концерт Арама Хачатуряна с симфоническим оркестром Одесской консерватории под руководством Сергея Галустовича Мацояна. Учился Анатолий Николаевич и у Ольги Михайловны Пархоменко, заслуженной артистки Украинской СССР, скрипача, педагога. Уже работая в Донецком государственном музыкально-педагогическом институте (ныне Донецкая государственная музыкальная академия имени Сергея Прокофьева), во время четырехмесячной стажировки в Московской консерватории, Анатолий Каравацкий был учеником величайшего советского скрипичного педагога Юрия Исаевича Янкелевича, заслуженного деятеля искусств РСФСР. В свою очередь, ученики Анатолия Николаевича, овладев искусством игры на скрипке, разлетелись по всему миру и теперь играют в известных оркестрах, передают свои знания новым поколениям музыкантов.

   Желание взять в руки скрипку Анатолию Николаевичу передалось от отца. Металлург по профессии, его отец в свободное от работы время играл в скрипичном ансамбле магнитогорского Дворца культуры металлургов. Позже, переехав в Днепродзержинск, родители отдали шестилетнего Анатолия в открывшуюся после войны музыкальную школу, где преподаватели в гимнастерках сразу заметили талантливого мальчика.

   В 1971 году Анатолий Николаевич прошел по конкурсу на замещение вакантной должности старшего преподавателя в Донецком Государственном музыкально-педагогическом институте. И с тех пор он обучает искусству игры на скрипке и в академии, и в музыкальной школе.

   – Я придаю большое значение технологии игры, – делится профессиональными секретами Александр Николаевич. – Скрипку не надо брать в руки, её следует положить на плечо. Смычок – не держать, а поддерживать пальцами. Говорят, если человек музыкален, он сыграет по-всякому… Но лично я сторонник метода Константина Станиславского, который он раскрывает в книге «Работа актера над собой». Необходимо ослаблять мышцы тела, снимать напряжение, иначе живое чувство может быть задушено в момент творчества, внутреннее чувство не получит выход наружу: «Даже самый ничтожный зажим в каком-нибудь одном месте, который не сразу отыщешь в себе, может парализовать творчество».

Если вы нашли ошибку в тексте, Выделите ее и нажмите клавиши Shift + Enter или нажмите здесь Я нашел ошибку

Образовательный вектор
Последние новости