В преддверии празднования Дня восьмого марта мы вспоминаем гениальных ученых, имена которых известны всему миру.
Софья Ковалевская
«Я очень рада, что родилась женщиной, так как это даёт мне возможность одновременно служить истине и справедливости». Так сказала о себе Софья Ковалевская, выдающаяся представительница математической науки ХIХ века, первая женщина член-корреспондент Петербургской академии наук, профессор Стокгольмского университета. Софья Васильевна родилась в Москве 15 января 1850 года. В 1868 году она вышла замуж за молодого студента Владимира Ковалевского, после чего вместе с мужем уехала в Германию продолжать свои занятия по математике.
В 1874 году Университет в Геттингене удостоил Софью Ковалевскую звания доктора. Спустя десять лет Ковалевская в 1884 году была назначена профессором в Стокгольмском Университете.
В 1888 году французская Академия Наук присудила Софье Ковалевской Приз Борден на конкурсе, в котором принимали участие все светила математики. Задание – “усовершенствовать в одной важной точке теорию движения плотного тела вокруг неподвижной точки” – уже предлагалось ученым в течение шести лет Берлинской Академией, но безуспешно. Решение Ковалевской было блестящее, настолько, что сумму приза удвоили, чтобы подчеркнуть эту необычную заслугу перед наукою.
Ковалевская была не только гениальным математиком, но и прекрасной писательницей. Её автобиографическая повесть, романы «Нигилистка» и «Сёстры Раевские» свидетельствуют о её большом литературном даровании; она также писала стихи.
Софья Васильевна с юных лет поражала работоспособностью и необыкновенным восприятием материала. Как говорила она сама — интенсивность составляла самую сущность её натуры. Еще она мечтала о прекрасном будущем для всех и пыталась приблизить его.
Александра Глагольева-Аркадьева
Наряду с Софьей Ковалевской и другими русскими женщинами-учеными почетное место в науке занимает и Александра Андреевна Глагольева-Аркадьева. Она была первой русской женщиной-физиком, получившей мировую известность в научном сообществе, и стала одной из первой женщин, которые получили право занимать преподавательские должности в Московском университете.
Глаголева-Аркадьева начинает работать на физико-математическом факультете МГУ после 1917 г. в должности ассистента по кафедре физики. В 1924-1929 годах она читает курсы “Рентгеновские измерения”, “Рентгенотехника” и организует практикум к этим курсам. В конце 1920-х годов участвует в подготовке к созданию кафедры рентгеноструктурного анализа.
С 1930 года начинает чтение первого курса общей физики для естественных факультетов Московского университета – сначала на биологическом, затем и на геолого-почвенном и географическом факультетах. Через 2 года Глаголева-Аркадьева организует самостоятельную кафедру общей физики для биолого-почвенных и др. факультетов (впоследствии – кафедра “общей физики для естественных факультетов”). Становится профессором и заведующей новой кафедры (1932-1939 гг.).
В 1939 г. Александра Андреевна оставляет педагогическую деятельность и продолжает только научно-исследовательскую работу, которую она вела в лаборатории электромагнетизма им. Максвелла при Московском университете. В лаборатории она продолжила работы П.Н. Лебедева по получению коротких электромагнитных волн.
Эта научно-исследовательская работа и, как следствие, разработка единой шкалы электромагнитных волн стали важнейшими результатами деятельности лаборатории электромагнетизма им. Максвелла за все годы ее существования.
В 1920-е годы Глаголева-Аркадьева являлась членом Московского физического общества им П.Н. Лебедева. В 1933 г. она избирается действительным членом Научно-исследовательского института физики МГУ (НИИФ). В 1935 г. по совокупности работ ей присуждается степень доктора физико-математических наук без защиты диссертации.
В годы войны Александра Андреевна продолжает исследовать эффекты, связанные с массовым излучателем: разрабатывается его теория, изучаются свойства и возможности модификации.
Ольга Скороходова
Человек необычной судьбы – Ольга Ивановна Скороходова. В детстве она заболела менингитом и полностью потеряла зрение, а потом и слух. Позже от болезни умирает ее единственная опора в жизни – мама. И в начале 1925 года девочка попадает в школу-клинику для слепоглухонемых детей, созданную профессором И.А. Соколянским. При помощи специальной методики с использованием дактильного (пальцевого) алфавита и рельефно-точечного (брайлевского) шрифта было организовано систематическое обучение детей всем предметам школьного курса. Так Ольге удалось восстановить речь.
Любимым предметом Ольги была литература. Особенно ей нравилось творчество Горького. Скоро девушка и сама начала писать. Спустя время у Ольги завязалась переписка с Максимом Горьким, который высоко оценил литературные способности Ольги.
По совету профессора Соколянского девушка вела записи того, как она воспринимает мир, и готовилась к поступлению в Литературный институт. Но помешала война.
Наступил 1947 год. Скороходова публикует свою книгу «Как я воспринимаю окружающий мир». Книга представляла исключительный интерес для дефектологии, психологии и была отмечена премией К.Д. Ушинского.
В 1948 году Ольга Скороходова становится научным сотрудником (позднее старшим научным сотрудником) Научно-исследовательского института дефектологии АПН СССР (ныне: Институт коррекционной педагогики РАО). Имя и труды Скороходовой — единственного в мире слепоглухого научного работника — приобретают все большую известность. 1961 году Скороходова блестяще защищает кандидатскую диссертацию и ей присваивается ученая степень кандидата педагогических наук (по психологии).
В 1972 году выходит из печати большой труд «Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир», собравший воедино все ее книги, статьи и стихи разных лет. Он был признан крупным вкладом в психологическую и педагогическую науку. Скороходовой присуждается Первая премия Академии педагогических наук. Скоро этот труд стал широко известен во многих странах. В мировой литературе монография Скороходовой — это единственное произведение, в котором автор, лишенный зрения и слуха, не только описывает свои психологические функции на разных стадиях онтогенеза, но и глубоко их анализирует.
Ольга Скороходова помогала попавшим в беду людям не только своими научными трудами, но и практической деятельностью. Она, к примеру, во многом содействовала открытию в подмосковном Павловском Посаде школы-интерната для слепоглухонемых детей (1963). В 1974 году за большие заслуги в области специальной педагогики и многолетнюю плодотворную деятельность по обучению и воспитанию детей с нарушением слуха и зрения Скороходова была награждена Орденом Трудового Красного Знамени.
Была ли она счастлива в жизни? Может быть, найти ответ на этот непростой вопрос поможет строфа из ее стихотворения «Письмо»:
Я прошла сквозь мрак и бури,
Я пути искала к свету, —
К жизни творческой, богатой…
И нашла! Запомни это!
Вместе с этими именами нельзя не вспомнить В.Н.Шацкую – педагога, музыканта, просветителя, ученого. Впервые в России она разработала для педагогических вузов курс по музыкальному воспитанию детей; Е.С.Рубинштейн – первую в мире женщину-климатолога, Т.Н.Кладо – первую в мире женщину-аэролога, Е.И.Тихееву – создательницу методики развития речи детей дошкольного возраста; политэконома М.Н.Вернадскую, магистра и доктора всеобщей истории О.А.Добиаш-Рождественскую; профессора этнографии В.Н.Харузину; члена-корреспондента Петербургской академии наук, первую в России женщину-ботаника О.А.Федченко; микробиолога и академика З.В.Ермольеву; зоопсихолога Н.Н.Ладыгину-Котс; профессора анатомии создателя музея анатомии человека А.А. Красускую; ученого-палеонтолога М.В.Павлову; химика Ю.В.Лермонтову; выдающегося биохимика и физиолога Л.С.Штерн и многих других великих женщин, посвятивших свою жизнь развитию науки.
Если вы нашли ошибку в тексте, Выделите ее и нажмите клавиши Shift + Enter или нажмите здесь Я нашел ошибку