Реформирование системы образования в Донецкой Народной Республике
Становление любого государства неотъемлемо связано с реформированием основных направлений, формирующих нацию, к таким направлениям, безусловно, относятся образование и медицина. Проблемы образования касаются абсолютно любых слоев населения и возрастных групп, т.к. именно с детского возраста формируется мировоззрение, жизненные принципы и те фундаментальные основы, которые позволяют не только отстаивать свою точку зрения, но и иметь позицию, утверждающую личность в государстве и государство в личности.
Не случайно, именно сейчас Главой нашего государства задекларированы изменения именно в отрасли образования. Напомним, что на 2015-2017 год Министерством образования и науки были определены переходные стандарты, которые носили временный характер: у нас была и есть возможность отредактировать те находки, которые были у нас до войны, посмотреть на лучшее в российской школе и других школах мира, проанализировать советское образования, восприняв его систему как базисную для формирования новой системы, направленной на ребенка и для ребенка.
Становление и реформирование системы проходит уже второй год, о каких-то изменениях мы можем уже говорить, как о реформах, о каких-то пока только как об экспериментах, которые при положительном результате могут перейти в реформы. Сегодня мы анонсируем то, что Министерство образования и науки видит как реформирование системы, но впоследствии мы планируем провести обсуждение для тех предложений, которые видятся вам как нововведения или явления, которые из-за стагнации нуждаются в кардинальных или точечных изменениях.
Обратите внимание на тему нашей сегодняшней встречи – именно в партнерстве и сотрудничестве возможны реформы, приносящие реальные качественные плоды.
Наибольшему реформированию по сравнению с украинской системой подверглось дошкольное образование. Напомним, что с предыдущего года обучающиеся в первый класс поступают с 6,5 лет, а не с 6, как это было ранее. Кроме того, программа дошкольного образования направлена не на подготовку ребенка к школе и обучению навыкам письма и чтения, а на развитие логических, творческих способностей ребенка, психофизических возможностей. Почему именно такое изменение: по многочисленным данным врачей и физиологов 6-летние дети отличаются от 7-летних по ряду показателей высшей нервной деятельности. Так, выработка системы условных словесных реакций, имеющая большое значение для обучения, у детей 7 лет происходит относительно быстро. Для большинства же 6-летних детей свойственен более низкий уровень функций коры головного мозга. У детей 6-летнего возраста непроизвольное (пассивное) внимание преобладает над произвольным, активным, а именно последнее необходимо для усвоения знаний. Непроизвольное внимание основывается на эмоциональной активности ребенка. Внимание дошкольника концентрируется на предмете, который оказывает сильное эмоциональное впечатление, заинтересовывает его новизной, необычностью, яркостью. Формированию произвольного, волевого внимания ребенка способствует участие в занятиях, играх, предполагающих наличие замысла, составление плана. Это сюжетно-ролевые игры, изобразительная деятельность, конструирование, аппликация и т.п.
Дошкольное образование является первым уровнем общего образования и направлено на сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности.
Реформирование системы дошкольного образования направлено на формирование эффективной инновационной системы дошкольного образования, обеспечивающей детям дошкольного возраста равные условия и возможности для получения доступного и качественного дошкольного образования, разностороннего развития личности.
Исходя из экономической и социальной ситуации в Республике изменяются функции дошкольного образовательного учреждения. На первое место ставится функция охраны жизни и здоровья детей, а не традиционно рассматриваемая функция подготовки детей к обучению в школе. Продление дошкольного детства до 7 лет изменило контингент детей в дошкольных образовательных учреждениях, программу воспитания и образования дошкольников. С 2015 года все дошкольные образовательные учреждения работают по Типовой образовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы». Апробация данной программы в 2015-2017 годах позволит в дальнейшем каждому дошкольному образовательному учреждению разработать свои образовательные программы (в том числе адаптированные), дополнив основную программу вариативными и парциальными программы с учетом запросов общества, родителей (законных представителей), типа учреждения, что является нововведением в деятельность дошкольного учреждения.
Особенно актуальными на сегодняшний день являются принципы, заложенные в Государственном образовательном стандарте дошкольного образования на 2015-2017, а именно:
1) поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, при этом самоценность детства понимается как период в жизни значимый сам по себе, без всяких условий; значимый тем, что происходит с ребенком сейчас;
2) личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников ДОУ) и детей;
3) уважение личности ребенка;
4) реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.
5) сохранение детской субкультуры;
6) компетентностный подход к развитию личности, сбалансированность между знаниевой (приобретенные знания, умения и навыки) и личностной (сформированность интересов, личностных качеств и волевого поведения ребенка) составляющими;
7) формирование у детей целостной реалистичной картины мира, основ мировоззрения, приоритет социально – морального развития.
Обеспечение качественного и доступного дошкольного образования требует технологической модернизации и инновационного развития, а именно:
– развития системы научно-методического сопровождения дошкольного образования через активизацию взаимодействия педагогов-исследователей и педагогов-практиков;
– разработки и внедрения нового учебно-методического обеспечения вариативных моделей, форм и инновационных структур дошкольного образования;
– обновления и структурирования содержания дошкольного образования, определение муниципального компонента;
– создания условий для построения развивающего образования;
– разработки инновационных технологий и модулей развивающей предметно-пространственной среды дошкольного образования, способствующей эмоционально-ценностному, социально-личностному, познавательному, эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности;
– поиск новых форм поддержки и обогащение спонтанной игры детей, обеспечение игрового времени и пространства;
– обеспечения сбалансированности репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и исследовательской, творческой деятельности, совместных и самостоятельных, подвижных и статичных форм активности;
– оптимизации содержательного и процессуального компонентов преемственности дошкольного и начального общего образования;
– расширения участия субъектов системы дошкольного образования в международных образовательных проектах и программах с целью интеграции образовательного, научного и технологического процессов.
В дошкольных образовательных учреждениях Республики внедряются и используются инновационные методики и технологии:
– технология развивающего образования (Л. Выготский, Д. Эльконин, В. Давыдовым);
– технология исследовательской деятельности (А.И. Савенков);
– социо-игровая технология (В.М. Букатов, Е.Е. Шулешко);
– технология активной сенсорно-развивающей среды;
– проектная технология;
– технология портфолио дошкольника;
– технологии «Лепбук» и «Эбру»;
– lego-технология.
Именно в использовании инновационных методик развития мы видим дальнейшее реформирование дошкольного образования.
Цель реформирования образования как такого – достижение нового качества образования, условие для достижения цели – обеспечение системы образования высококвалифицированными кадрами с новым уровнем личностного и профессионального развития.
Основными направлениями реформирования системы общего среднего образования являются:
-
обновление содержания образования;
-
обновление учебно-методического обеспечения;
-
актуализация роли гражданско-патриотического воспитания в образовательном процессе;
-
усиление социального партнерства в образовательном пространстве.
Изменение в содержании образования подразумевают
обновление Государственных образовательных стандартов, Типовых образовательных программ, Базисного учебного плана (так, в 2016-2017 учебном году при распределении часов Базисного учебного плана было сокращено количество часов на изучение украинского языка с 4 до 1 суммарно. Обращаю внимание, что мы говорим не об интегрированном курсе «язык+литература», а все-таки о разных предметах в соотношении часов 0,5+0,5; изучение английского языка начинается не с 1, а со 2 класса, т.к. исходя из дошкольной системы образования, в 1 классе необходимо научить читать и писать, а уже иностранный язык вводить после того, как развиты основные навыки. Изучение информатики начинается не во 2, а в 3 классе, опять же – основные причины – психофиологическая готовность обучающихся к восприятию нового материала. Введены новые предметы – обществознание с 8 класса. Кроме того, снижена нагрузка на обучающихся: так, в 1 классе – максимальное количество уроков в день составляет – 4 урока, в 5 классе – 5 уроков. Это не только снижает нагрузку на детей, но и позволит им плотно заняться получением дополнительного образования. И это только минимальные изменения, которые мы можем затронуть в рамках данной конференции);
активизация проектно-исследовательской, поисковой, экспериментальной деятельности как эффективного механизма повышения качества образования (проведение апробации экспериментальных программ и учебных пособий: так, на данный момент написан учебник по химии для 7 класса, украинскому языку и литературе для 1 и 5 классов, пропедевтическому курсу истории в 5 классе. Кроме того, возрождая лучшее в советской системе образования вводится линия устных экзаменов с 6 класса: 6 класс – математика, 7 класс – история, 8 класс – русская литература, 10 класс – география. Изменения в школьном курсе коснутся и таких направлений как:
-
Успешная социализация личности;
-
Пути повышения читательской компетентности обучающихся начальной школы
-
Обеспечение преемственности «ДОУ-ОО» как способ успешной адаптации и социализации младшего школьника.
-
Повышение грамотности обучающихся.
По этим направлениям будут созданы экспериментальные площадки по разным муниципальным образованиям.
Линейка «Школа – сад»:
возрождение в школьной практике использования эталонных учебников для преподавания базовых дисциплин («Математика» Киселева А.П., «Русский язык» Фроловой Т.Я., Рудякова А.Н.).
Усиление роли гражданско-патриотического воспитания в образовательном процессе можно рассматривать по направлениям:
Воспитание гражданственности и патриотизма средствами содержательного потенциала учебных дисциплин на основе внедрения регионального компонента (уроки гражданственности; литературное, биологическое, географическое, историческое, искусствоведческое, экономическое краеведение и т.д. );
Расширение спектра форм воспитательной работы по данному направлению в общем и дополнительном образовании.
Усиление социального партнерства в образовательном пространстве:
-
Привлечение педагогической общественности для обсуждения проблем обучения и воспитания;
-
Организация работы координационных советов по актуальным проблемам образования;
-
Организация обсуждения инновационных проектов, программ, нормативных актов;
-
Психолого-педагогическое и методическое сотрудничество;
-
Обмен перспективным педагогическим опытом.
Министерством образования и науки Донецкой Народной Республики с целью внедрения новых образовательных стандартов изучена и проанализирована существующая система работы организаций специального образования. Выяснено, что система образования детей с ограниченными возможностями здоровья требует изменений и корректировок. Так, наличие 10-х классов в основном общем образовании и 12-х классов в среднем общем образовании приводит к путанице и неразберихе при переходе детей из одной образовательной организации в другую, при выпуске обучающихся из организаций специального образования и поступлении в организации высшего и среднего профессионального образования, вызывает дополнительные вопросы у учительской и родительской общественности.
В текущем году 10-е классы в системе специального образования в разных организациях выполняют различные функции. Так, например, в школе-интернате для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата – это класс основного общего образования, в интернате для умственно-отсталых детей – это предпрофессиональный класс после окончания основного общего образования, в интернате для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, – это класс среднего общего образования.
С целью приведения к единым нормам всей системы общего среднего образования в Донецкой Народной Республике, во избежание путаницы при переводе, выпуске обучающихся из специальных классов школ-интернатов в общеобразовательные классы массовых школ, в организации среднего и высшего профессионального образования Министерство образования и науки постепенно в период до 2021 года планирует привести систему специального образования в соответствие с общей системой образования Донецкой Народной Республики (будут исключены десятые классы в основном общем образовании и двенадцатые классы в среднем общем образовании за счет введения пролонгированного периода обучения в переходных классах (например, в основной школе дети будут осваивать образовательные программы 7 класса в течение двух лет, так как именно в этом классе начинается изучение сложных для восприятия детьми с ограниченными возможностями здоровья предметов (алгебры, геометрии, химии, физики и других)). За счет этого окончание основного общего образования в специальных школах-интернатах будет в 9 классе, как и во всей системе общего среднего образования.
В результате нововведений к 2021 году система специального образования будет соответствовать общей системе образования Донецкой Народной Республики.
Реформирование – неотъемлемая часть становления, реформы должны быть разумными и качественными и в наших силах это сделать.
Если вы нашли ошибку в тексте, Выделите ее и нажмите клавиши Shift + Enter или нажмите здесь Я нашел ошибку