Нормативное правовое сопровождение образовательной деятельности в учреждениях среднего профессионального образования: реформирование и модернизация
Модернизация среднего профессионального образования существенно меняет роль руководителя образовательного учреждения СПО. От его профессионализма, ответственности и мобильности напрямую зависит успех реализации всех модернизационных мероприятий. Сферой его персональной ответственности становится не только целевое и эффективное использование финансовых и материальных ресурсов, но и удовлетворенность педагогического коллектива, родительской общественности и обучающихся происходящими изменениями.
Учитывая сложную экономическую ситуацию, организацию образовательного процесса в условиях проведения военных действий, необходимо отметить позитивные изменения в системе образования Донецкой Народной Республики. Вместе с тем, в системе среднего профессионального образования остаются вопросы, требующие решения. Нам всем необходимо сконцентрировать усилия на решении перспективных задач модернизации образования.
А какой же руководитель без знаний нормативной правовой базы?
Основная цель среднего профессионального образования – подготовка специалистов среднего звена и квалифицированных рабочих, служащих, а также удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе основного общего, среднего общего образования.
Система среднего профессионального образования Республики включает 112 образовательных учреждений, в которых обучается около 28 тысяч человек. Образовательные учреждения СПО осуществляют подготовку по 67 профессиям и 93 специальностям для отраслей экономики Республики.
Для общественного питания и торговли готовят рабочие кадры и специалистов среднего звена в 10 образовательных учреждениях, для промышленности (по отдельным направлениям: горная и химическая промышленность, машиностроение, швейное производство, радиоэлектроника и т д.) – в 39 образовательных учреждениях, для транспорта (авто, ж/д) – в 9, для строительной отрасли готовят рабочие кадры в 20 образовательных учреждениях, для сельского хозяйства – в 3, для сферы обслуживания – в 31, в том числе, в 3 – для сферы образования, 4 – для медицинской сферы и 4 – для сферы культуры и искусств.
Избыточное предложение на рынке труда работников с высшим образованием, обладающих, как правило, недостаточно высокой профессиональной квалификацией, не может решить проблему дефицита квалифицированной рабочей силы. Восполнение кадровой потребности должно происходить в основном за счет роста производительности труда экономически активного населения, в том числе, молодежи. Для этого численность обучающихся по программам среднего профессионального образования, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации должна ежегодно быть 1,5-2 раза больше, чем в настоящее время. Сейчас доля выпускников общеобразовательных учреждений, выбравших для освоения программы подготовки среднего профессионального образования, не превышает 20%.
Численность контингента, приходящегося на одно образовательное учреждение, в среднем составляет 253 студента. Согласно данным статистической отчетности, 68 ОУ СПО (что составляет 66,0 % от общего количеств) имеют контингент, обучающийся за счет бюджетных средств, ниже среднего показателя.
Такая ситуация обусловлена рядом факторов. Имеют место объективные причины, определяемые падением численности выпускников общеобразовательных учреждений, из которых формируется контингент ОУ СПО, связанные с демографической ситуацией, миграцией населения, в том числе, вызванной продолжающимися военными действиями, конкуренцией между образовательными учреждениями разного уровня. Также отрицательно на формировании контингента сказывается территориальное расположение ОУ СПО, осуществляющих подготовку по сходным или идентичным специальностям/профессиям.
Образовательные учреждения среднего профессионального образования удовлетворяют потребности всех слоёв населения и готовят кадры для всех отраслей экономики Донецкой Народной Республики.
2015-2017 годы Министерством образования и науки были определены как переходные: у нас была и есть возможность отредактировать те находки, которые были у нас до войны, посмотреть на лучшее в российском образовании и других государствах мира, проанализировать советское образование, восприняв его систему как базисную для формирования новой системы, направленной на молодое поколение и для молодого поколения.
Становление и реформирование системы среднего профессионального образования проходит уже второй год. Многое уже сделано, но еще больше нам предстоит сделать.
С целью распределения контрольных цифр приема по профессиям и специальностям, устанавливаемых Советом Министров Донецкой Народной Республики, в порядке обеспечения реализации части 2 статьи 96 Закона Донецкой Республики «Об образовании», подпунктом 13.6 пункта 13 раздела II Положения о Министерстве образования и науки Донецкой Народной Республики, утверждённого Постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики «Об утверждении положения и структуры Министерства образования и науки» от 22.07.2015 года № 13-43, пункта 2.1. Типового положения об образовательном учреждении среднего профессионального образования, утвержденного Постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики от 16.10.2015 г. № 19-19 утверждены:
– Порядок проведения конкурса по распределению образовательным учреждениям среднего профессионального образования, подведомственным Министерству образования и науки Донецкой Народной Республики, контрольных цифр приема, устанавливаемых Советом Министров Донецкой Народной Республики, по профессиям и специальностям и (или) укрупненным группам профессий и специальностей для обучения по образовательным программам среднего профессионального образования за счет бюджетных ассигнований бюджета Донецкой Народной Республики;
– формы заявок (предложений) по установлению контрольных цифр приема граждан по профессиям и специальностям для обучения по образовательным программам среднего профессионального образования за счет бюджетных ассигнований республиканского бюджета;
– Положение о конкурсной комиссии по проведению конкурса по распределению и установлению образовательным учреждениям среднего профессионального образования, подведомственным Министерству образования и науки Донецкой Народной Республики, контрольных цифр приема.
С целью организации ускоренного обучения в пределах осваиваемых образовательных программ среднего и высшего профессионального образования – программ подготовки квалифицированных рабочих (служащих), программ подготовки специалистов среднего звена и программ бакалавриата, специалитета и магистратуры были разработаны и утверждены Методические рекомендации по организации ускоренного обучения в пределах основных образовательных программам среднего и высшего профессионального образования, а также Таблица соответствия профильности направлений подготовки в пределах укрупненных групп направлений подготовки.
С целью обеспечения права выпускников образовательных учреждений среднего профессионального образования на трудоустройство, а также возможности продолжения обучения в образовательных учреждениях высшего профессионального образования Донецкой Народной Республики, на основании статьи 57, части 5 статьи 58 Закона Донецкой Народной Республики «Об образовании», в соответствии с подпунктом 12.54 пункта 12 раздела II Положения о Министерстве образования и науки, утверждённого Постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики от 22.07.2015 года № 13-43, утверждены образцы документов о среднем профессиональном образовании (диплом и приложение к диплому, свидетельство и приложение к свидетельству, удостоверение), их описания, а также инструкция о порядке учета и выдачи дипломов о среднем профессиональном образовании и (или) приложений к ним, дубликатов дипломов о среднем профессиональном образовании и (или) приложений к ним.
В целях обеспечения общедоступности и бесплатности образования, реализации пункта 14 части 1 статьи 31 Закона Донецкой Народной Республики «Об образовании», во исполнение подпункта 12.18 пункта 12 раздела II Положения о Министерстве образования и науки Донецкой Народной Республики, утверждённого Постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики от 22.07.2015 года № 13-43 «Об утверждении Положения и структуры Министерства образования и науки», для определения процедуры и оснований для перехода лиц, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования с обучением за счет физических и(или) юридических лиц на обучением за счет бюджетных ассигнований республиканского бюджета Донецкой Народной Республики – Министерством утверждён и зарегистрирован в Министерстве юстиции Порядок и случаи перехода лиц, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования, с обучения за счет физических и(или) юридических лиц на обучение за счет бюджетных ассигнований республиканского бюджета Донецкой Народной Республики.
Именно в партнерстве и сотрудничестве возможны реформы, приносящие реальные качественные плоды. Благодаря этой формуле, в тесном сотрудничестве с учебно-методическим центром и образовательными учреждениями СПО, МОН ДНР утверждены Государственные образовательные стандарты, в которых заложены основные подходы к формированию нового поколения государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальностям среднего профессионального образования. При разработке образовательных стандартов были выделены следующие принципы:
первый принцип – приоритет качества подготовки специалистов, его соответствие уровню среднего профессионального образования. Этот принцип будет реализован в квалификационной характеристике выпускника по специальности, которая должна включать в себя виды профессиональной деятельности, а также умения и знания, необходимые выпускнику для выполнения этих функций;
второй принцип – усиление профессиональной направленности содержания образования в соответствии с потребностями рынка труда, отраслей экономики и социальной сферы, перспективами их развития;
третий принцип – возможность проверки, измерения и оценки качества подготовленности выпускников, а также создание системы контроля основных показателей качества образования, которые отражают готовность выпускника к профессиональной деятельности;
четвёртый принцип – практическая подготовка студентов, профессиональная практика, лабораторные работы, практические занятия, курсовые работы должны составлять не менее 50% от общего объема времени, отведённого на теоретическое обучение и практику;
пятый принцип – непрерывность образования предусматривает сопряженность Государственных образовательных стандартов различных уровней образования, преемственность профессиональных образовательных программ и обеспечение условий для получения личностью квалификации на более высоких уровнях образования.
Всего за период 2015-1016 гг. утверждено 160 ГОС СПО, из них: 93 ГОС СПО – по программам подготовки специалистов среднего звена и 67 ГОС СПО – по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих. В том числе, по годам: за 2016 год – 21 стандарт, из них 9 – по программам подготовки специалистов среднего звена и 12 – по программам подготовки квалифицированных рабочих.
Внесены изменения в 11 ГОС СПО: подготовка специалистов среднего звена – 5 (08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений, 13.02.03 Электрические станции, сети и системы, 44.02.01 Дошкольное образование, 44.02.02 Преподавание в начальных классах, 29.02.05 Технология текстильных изделий (по видам)); подготовка квалифицированных рабочих, служащих – 6: (08.01.06 Мастер сухого строительства, 15.01.05 Сварщик (Электросварочные и газосварочные работы), 21.01.11 Горнорабочий на подземных работах, 21.01.12 Машинист электровоза (на горных выработках), 21.01.15 Электрослесарь подземный, 21.01.10 Ремонтник горного оборудования).
В связи с введением ГОС СПО, изменились требования к качеству образования студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования. С этой целью Министерством образования и науки рекомендованы для использования в работе образовательным учреждениям СПО более 20 методических рекомендаций, среди которых:
– рекомендации по реализации образовательной программы среднего общего образования в образовательных учреждениях среднего профессионального образования Донецкой Народной Республики (письмо № 2415 от 08.06.16);
– методические рекомендации по учебно-методическому обеспечению практики студентов, осваивающих образовательные программы среднего профессионального образования в соответствии с требованиями Государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования (письмо № 2057 от 16.05.16);
– методические рекомендации по разработке и формированию фондов оценочных средств образовательных программ среднего профессионального образования на основе ГОС СПО (письмо№ 2056 от 16.05.16);
– рекомендации по проведению единого информационного дня в образовательных организациях среднего профессионального образования Донецкой Народной Республики (письмо№ 1211 от 28.03.16);
– методические рекомендации по созданию и формированию учебно-методического комплекса образовательной программы СПО (письмо № 249 от 25.01.2016);
– методические рекомендации по планированию и организации самостоятельной работы студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования (письмо № 5301от 19.11.2015);
– методические рекомендации по организации учебного процесса по очно-заочной и заочной формам обучения в образовательных организациях, реализующих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования (письмо № 5725 от 15.12.2015);
– методические рекомендации по организации и проведению курсового проектирования (приказ №799 от 28.07.2016) и т.д.
Успешная социализация и эффективная самореализация молодежи в системе среднего профессионального образования является залогом повышения престижа среднего профессионального образования, привлекательности для молодежи среднего профессионального образования.
Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики за 1 полугодие 2016г. целенаправленно наращивало количество конкурсов и олимпиад профессионального мастерства, увеличилось и количество участников таких конкурсов. Необходимо отметить активную роль работодателей, обеспечивающих участников конкурсов и мастеров производственного обучения доступом к современному оборудованию и технологиям.
В 2016 году в Государственных профессиональных образовательных учреждениях среднего профессионального образования с целью совершенствования форм и методов подготовки квалифицированных кадров, развития профессиональных умений и навыков, а также профессиональной компетентности выпускников образовательных учреждений среднего профессионального образования, формирования мотивации профессионального самосовершенствования студентов проведены следующие мероприятия:
– Республиканский Конкурс по профессии 21.01.15 «Электрослесарь подземный» (на базе ГПОУ СПО «Донецкий профессионально-педагогический колледж»). Представители 11 учебных заведений (23 студента выпускных групп) Донецкой Народной Республики соревновались за звание «Лучший электрослесарь – 2016»;
– Республиканский Конкурс «Сварщик-2016» по профессии 15.01.05 «Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)». В конкурсе приняли участие студенты, обучающиеся по профессии 15.01.05 «Сварщик (электросварочные и газосварочные работы» из 25-ти Государственных профессиональных образовательных учреждений среднего профессионального образования (32 студента);
– Республиканский конкурс ученического научно-исследовательского проектирования и изобретательства «Богатство земли Донбасса». В этом конкурсе принимали участие 85 человек из образовательных организаций Донецкой Народной Республики, которые продемонстрировали разнообразные экологические и сельскохозяйственные проекты;
– Республиканский Конкурс «Лучший оператор ЭВМ -2016» по профессии 09.01.03 «Мастер по обработке цифровой информации». В конкурсе приняли участие студенты, обучающиеся по профессии «Мастер по обработке цифровой информации» из Донецка, Тореза, Горловки;
– Республиканский конкурс профессионального мастерства «Выпускник года – 2016» среди студентов педагогических училищ и колледжа;
– Республиканский фестиваль педагогических проектов «Проектные технологии сотрудничества – педагогика будущего» для педагогических работников образовательных учреждений среднего профессионального образования;
– Республиканская олимпиада среди студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования по учебной дисциплине «Техническая механика» – 2016 (на базе ГПОУ «Донецкий транспортно-экономический колледж»). В олимпиаде приняли участие студенты из 18 образовательных учреждений среднего профессионального образования.
Конкурсное и олимпиадное движение в системе профессионального образования относится к разряду эффективных «мотиваторов» в работе по привлечению абитуриентов в систему, выявлению лучших студентов и закреплению выпускников на предприятиях.
Ключевыми приоритетами государственной политики ДНР в сфере модернизации системы среднего профессионального образования, на наш взгляд, должны стать:
– ориентация программ среднего профессионального образования на требования рынка труда, перспективы развития экономики Республики;
– повышение привлекательности программ подготовки среднего профессионального образования для выпускников общеобразовательных учреждений;
– повышение эффективности взаимодействия государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования с работодателями;
– вовлечение государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования в программы профориентации учащихся и воспитанников государственных образовательных учреждений.
Реформирование – неотъемлемая часть становления, реформы должны быть разумными и качественными, и в наших силах это сделать.
Если вы нашли ошибку в тексте, Выделите ее и нажмите клавиши Shift + Enter или нажмите здесь Я нашел ошибку