12 декабря в Донецкой Народной Республике стартовала Республиканская олимпиада школьников.
II (муниципальный) этап открыли юные филологи, которые состязались в знании русского языка и литературы. Это событие является знаковым для словесников, так как проводится в преддверии подведения итогов Года образования и Года русского языка в ДНР.
Впервые участие в интеллектуальных соревнованиях приняли семиклассники. Они расставляли ударение, давали толкование слов, раскрывали «тайны всевластия» былин, анализировали стихотворения Ф.И.Тютчева, составляли похвальное слово Ломоносову и Державину, делали первые шаги в ораторике.
Восьмиклассники анализировали стихотворения И.А.Бунина, объясняли значение эпиграфа к повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка», создавали мини-сагу, рассуждали в ораторском выступлении о том, как правильно критиковать и воспитать себя самого.
От географических названий образовывали существительные со значением «житель данного города/местности» девятиклассники; они определяли состав слов и род существительных, каким членом предложения является инфинитив, составляли морфологический портрет слова Донбасс, писали творческую работу, представляющую собой новую версию или интерпретацию ранее прочитанного художественного произведения – сочинение-ремейк, оспаривали звание лучшего ритора, отвечая на вопрос: как сделать всех счастливыми.
Десятиклассники и одиннадцатиклассники решали лингвистические и литературные задачи, переводили на русский предложения с другого языка, проводили комплексный анализ текста и сравнительный анализ произведений искусства, писали творческую работу в жанре эссе, рассуждая о человеке и времени, обществе и эпохе, о теме дома и теме любви в произведениях писателей XIX-XX веков. «Какой он – харизматичный человек?», «Лучшие мысли человечества… О чём и о ком они?», «Мы в ответе за… всё!», «Вопросы, заданные человеку войной» – круг проблем, которые поднимали в риторических текстах старшеклассники.
Так, в городе Торезе знатоки и любители русского слова собрались в Торезском лицее «Спектр», где более 30 обучающихся решали лингвистические и литературные задачи, соревновались в умении писать ремейки, мини-саги и эссе, а также произносить ораторскую речь. «Приятно было видеть в глазах детей заинтересованность, желание попробовать свои силы, показать знания и проявить творческие способности. Сосредоточенный взгляд, внимательные умные глаза, одухотворенные лица – это наши дети», – рассказала И.Н.Данилова, руководитель городского методического объединения учителей-словесников. А что думают сами участники олимпиады? Участникам предложили продолжить фразу «Олимпиада по русскому языку и литературе для меня – это…» и получили такие ответы: «… способ доказать самому себе, что я на что-то способен» (Касусткин Максим, 10 класс), «…возможность еще раз убедиться в величии, могуществе русского языка, проверить свои филологические способности» (Кезикова Екатерина, 11 класс), «…проверка собственных знаний и приобретение новых, а еще масса положительных эмоций» (Грызункова Галина, 11 класс).
«Очень порадовали дети своими риторскими способностями. Монологи были различны по тематике и весьма эмоционально исполнены авторами», – делится впечатлениями А.И.Калугина, методист отдела «Филология» Методического центра городского отдела образования администрации г.Донецка.
«На нынешней олимпиаде самыми юными участниками стали семиклассники. К этому конкурсу ответственно подошли и старшеклассники. Для них эти интеллектуальные соревнования в филологии – подготовка к предстоящим выпускным испытаниям, поэтому к выполнению заданий участники олимпиады подошли особенно ответственно и творчески», – сделала вывод руководитель оргкомитета Е.В.Лыскова (Калининский район г. Донецка).
«В конкурсе ораторского мастерства отличились многие, – считает Е.М.Филиппская, руководитель Ясиноватского ГМО учителей-словесников. – Кто-то говорил о счастье, кто-то о друзьях, многие – о книгах. А главной темой выступления была тема любви к родному краю – милому сердцу Донбассу, который никому не отдадим на поругание и унижение».
«Задания каждого уровня были и в меру сложными, и в меру занимательными, и в меру развивающими. Особым испытанием стали для участников олимпиады их ораторские выступления, которые раскрыли актёрские способности и глубину юношеского мировоззрения. Мы были первыми в этом олимпиадном марафоне. А первым, как известно, всегда труднее, чем остальным. Но победный настрой детей и учителей, наше желание справиться со всеми заданиями, любовь к родному языку стали поддержкой и залогом успеха», – утверждает руководитель ГМО учителей русского языка и литературы г.Снежное А.Ю.Хвостикова.
«В этот день 107 школьников города Харцызска продемонстрировали свои знания, эрудицию, умение логически мыслить, попробовали себе в роли писателей, создавая мини-саги, эссе, ремейки. Преодолевая волнение, юные риторы порадовали слушателей эмоциональными, убедительными выступлениями. Праздник русского языка удался!» – делится своими впечатлениями методист Харцызского городского методического кабинета О.Н.Левашова.
«Олимпиаде предшествовали долгие месяцы подготовки. Ребята под руководством мудрых наставников-учителей не только постигали тайны русского языка и литературы, но и готовили себя психологически. Следуя бессмертной фразе Б. Пастернака, «но пораженья от победы ты сам не должен отличать», готовились к любому исходу соревнования. Ведь олимпиада – это прежде всего борьба среди сильнейших, и может оказаться, что среди них есть и лучше тебя. А соревноваться было с кем. 57 мальчишек и девчонок района приняли вызов и вступили в бой. Задания были в чем-то сложны, в чем-то не очень. Но вот то, что они были интересны – бесспорно!» – утверждает учитель Благодатновской школы Амвросиевского района И.П.Красовская.
«87 учеников из 21 школы Кировского района прошли своего рода сканирование на знание грамматики русского языка, вспомнили этрохронимы и нормы ударения, работали над анализом грамматических категорий частей речи, решали лингвистические задачи, корпели над комплексным анализом текста и даже пытались перевести на иврит. Три часа сосредоточенной и плодотворной работы над письменными заданиями. А потом было наслаждение словом… Ораторская речь – то, что позволило понять наших участников: что им интересно, чем увлекаются, к чему стремятся. Оля замечательно поведала о том, почему все мы в ответе за … всё! Ангелина поделилась размышлениями о том, как нужно правильно критиковать. Дмитрий убедительно рассказал о дончанах, которыми он гордится. А Илона, одна из самых маленьких участниц, эмоционально размышляла вслух о том, что делать с недовольством собой…И всё это – благозвучно, выразительно и достаточно оригинально. Хочу сказать, что ребята убедили жюри! Убедили в том, что они любят русский язык, знают его в достаточной мере, готовы изучать его больше и больше и бережно любить и его, и великую русскую классическую литературу, читать наизусть стихи и писать их. Мы гордимся своими учениками. Своими коллегами, делающими всё возможное, чтобы приумножить знания ребят и помочь им полюбить родную речь. Был очень длинный, сложный, насыщенный день. Но он закончился. А послевкусие – любовь к русскому языку и гордость за достойных его носителей», – рассказывает руководитель Кировского районного методического объединения учителей русского языка и литературы Е.А.Савченко.
«Ребята, конечно, волновались, но с заданиями справились достойно, ведь среди соревнующихся были те, кто уже сделал свой первый профессиональный выбор, поэтому русскую филологию они изучают в профильных классах, где русский язык и литература – основные предметы. Ораторские выступления участников олимпиады были настолько яркими, эмоциональными, отражали гражданскую позицию ребят, что порой члены жюри не сдерживали слез», – делится своими наблюдениями учитель-словесник Республиканского многопрофильного лицея-интерната при ДонНУ Н.Н.Кайдаш.
С краткими отчётами о ходе и итогах II (муниципального) этапа Республиканской олимпиады школьников по русскому языку и литературе, а также фотомозаикой «По страницам олимпиады юных филологов» можно ознакомиться на блоге отдела русского языка и литературе http://kabruss.blogspot.com/ Здесь же можно найти полный комплект заданий этого этапа.
Донецкий республиканский институт дополнительного педагогического образования
Кафедра общественно-гуманитарных дисциплин и методики их преподавания
Отдел русского языка и литературы
Если вы нашли ошибку в тексте, Выделите ее и нажмите клавиши Shift + Enter или нажмите здесь Я нашел ошибку