В четверг, 28 января, состоялось заседание Коллегии Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики, на котором Министр образования и науки ДНР Л.П. Полякова выступила с докладом о проделанной работе Министерством образования и науки в 2015 году.
Концептуальные вопросы развития системы образования и науки в 2016 году осветила заместитель Министра образования и науки Донецкой Народной Республики И.В Симонова.
С докладом на тему «Техническое обеспечение и оснащение учебных заведений материальными средствами и создание условий для проведения учебного процесса» выступил заместитель Министра образования и науки ДНР В.А. Медведев.
Осуществление целей и задач МОН ДНР
В своем выступлении Лариса Петровна подчеркнула основные направления деятельности, по которым осуществлялась работа МОН ДНР за отчетный период:бюджетная политика, нормативно-правовая политика, политика в сфере образования, в сфере воспитания, социальной защиты и психологической поддержки обучающихся, политика в сфере аттестации педагогических и научно-педагогических кадров, в сфере поддержки науки и инноваций; политика в области международного сотрудничества Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики; в сфере хозяйственного и ресурсного обеспечения, информационная политика.
Были представлены основные цели и задачи деятельности Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики: обеспечение высокого качества образования в соответствии с меняющимися запросами населения и перспективными задачами развития общества и экономики, повышение эффективности реализации молодежной политики, формирование конкурентоспособного и эффективно функционирующего сектора исследований и разработок, обеспечение его ведущей роли в процессах технологической модернизации экономики.
Развитие системы образования ДНР
За отчетный период было выдано 1323 разрешения на осуществление образовательной деятельности образовательным организациям; также проведен анализ лицензионного объема специальностей среднего и высшего профессионального образования, по которым осуществляется подготовка квалифицированных рабочих и специалистов на территории Донецкой Народной Республики.
Отметим, на сегодняшний день проведена подготовка 87 экспертов для осуществления лицензионной и аккредитационной экспертизы по общеобразовательным программам и программам среднего профессионального образования.
В ходе выступления прозвучали актуальные вопросы развития системы дошкольного образования, общего среднего образования, специального образования, дополнительного образования, также развитие системы среднего и высшего профессионального образования.
Также Лариса Петровна рассказала о Государственной итоговой аттестации выпускников, завершающих освоение программы среднего общего образования.
ГИА включает один обязательный экзамен – по русскому языку/украинскому языку и экзамены по выбору обучающегося. Максимальное количество экзаменов по выбору обучающегося не может превышать 3 учебных предмета, минимальное количество – 2 учебных предмета из перечня общеобразовательных предметов.
Министр образования и науки подробно остановилась на работе с одаренными детьми Донецкой Народной Республики.
Республиканская модель ВПО
Освещая вопросы развития системы высшего образования, Л.П. Полякова перечислила новые образовательные организации высшего профессионального образования, открытые в 2015 г.: Донбасская юридическая академия, Донецкая академия внутренних дел, Донецкое высшее общевойсковое командное училище Вооруженных Сил Донецкой Народной Республики, Донецкий государственный институт городского хозяйства, а также новые специальности, по которым проходил набор в 2015 г.: техносферная безопасность, театральное искусство, пожарная безопасность, социальная работа, механика и математическое моделирование, баллистика и гидроаэромеханика; информационная безопасность.
Как подчеркнула Лариса Полякова, высшее профессиональное образование Донецкой Народной Республики ориентировано на систему образования в Российской Федерации, при этом имеет свои задачи и особенности: «Образовательная политика практически все годы существования независимой Украины строилась на внедрении идей украинского национализма, которые прежде всего вживлялись в дисциплины социально-гуманитарного цикла. Кроме того, наблюдалось слепое копирование западных образовательных моделей, при минимальной гражданской гуманистической составляющей. То обстоятельство, что выпускник вуза является носителем высших достижений современной науки и культуры, которые нужно использовать на благо общества и своей Родины, было нивелировано в результате образовательной политики Болонского процесса».
Лариса Полякова отметила, что между образовательным процессом и поведением молодежи и представителей интеллигенции во время и после государственного переворота в Киеве, организованного националистическими олигархическими силами, и затем, когда народ Донбасса поднялся на защиту своего человеческого достоинства, есть прямая связь: часть молодежи стала под чуждые знамена, а многие представители научной и технической интеллигенции просто сбежали.
«Эти события должны послужить нам уроком. Государственная власть ДНР будет уделять самое серьезное внимание гражданско-патриотическому воспитанию и образованию учащейся молодежи, а значит, преподаванию дисциплин социально-гуманитарного цикла, которые способствуют формированию соответствующего мировоззрения, нравственных установок», – подчеркнула Министр. Таким образом, высшее профессиональное образование будет не только предоставлять профессиональные знания, но и прививать единую систему нравственных и культурных ценностей, воспитывать уважение к истории, понимание гражданского долга.
Результаты работы в сфере воспитания
Представляя результаты работы в сфере воспитания, Министр образования и науки подчеркнула, что концепция патриотического воспитания детей и учащейся молодёжи определила систему общих психолого-педагогических требований, соответствие которым обеспечит эффективное решение важнейших общегосударственных задач патриотического воспитания молодежи:
– воспитание гражданина и патриота в постоянном взаимодействии и сотрудничестве с семьями обучающихся, с опорой на традиции Донецкого края;
– раскрытие способностей и талантов детей и молодёжи в постоянном взаимодействии и сотрудничестве с другими субъектами социализации.
Развитие высшей школы ДНР
27 февраля 2015 года Постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики № 2-14 было утверждено Положение о Высшей аттестационной комиссии (ВАК) при Министерстве образования и науки (МОН) ДНР.
На сегодняшний день в образовательных и научных организациях продолжается работа по созданию диссертационных советов по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук. Первые защиты в Донецкой Народной Республике прошли в середине декабря.
На основании Приказа Министерства образования и науки от 08.10.2015 г. № 650 создан Совет по науке МОН ДНР. Главной целью функционирования Совета является повышение эффективности научной, научно-технической и инновационной деятельности в Донецкой Народной Республике, в том числе обсуждение государственных программ в сфере науки, тематики научных исследований и экспертизы нормативно-правовых актов в сфере науки, инновационной деятельности, интеллектуальной собственности.
Международное сотрудничество МОН ДНР
Лариса Петровна осветила вопросы международного сотрудничества Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики, особо отметив, что достигнуты договоренности о признании в Российской Федерации аттестатов об общем среднем образовании, дипломов о среднем и высшем профессиональном образовании, выдаваемых МОН ДНР, а также ученых званий ДНР; утвержден порядок защиты диссертационных исследований в российских диссертационных советах, согласован вопрос участия ученых ДНР в работе российских диссертационных советов.
Отметим, МОН ДНР в 2015 году в рамках государственной программы Российской Федерации по оздоровлению детей организовало вывоз 11939 школьников Республики для летнего оздоровления в Российской Федерации.
Концептуальные положения развития системы образования и науки ДНР
Работу Коллегии МОН ДНР продолжило выступление заместителя Министра образования и науки Донецкой Народной Республики И.В Симоновой. В своем докладе Ирина Васильевна осветила концептуальные положения развития системы образования и науки ДНР, что подразумевает реализацию основных направлений деятельности Правительства Донецкой Народной Республики, выполнение задач, поставленных Главой Донецкой Народной Республики, выполнение задач, определенных Народным Советом Донецкой Народной Республики, Советом Министров Донецкой Народной Республики.
Среди основных положений:
– утверждение комплекса мер, направленных на совершенствование государственной политики в области развития, защиты и поддержки русского языка;
– привлечение общественности и экспертного сообщества к обсуждению вопросов образования и науки;
– развитие современной системы оценки качества образования на основе принципов открытости, объективности, прозрачности, общественно-профессионального участия;
– осуществление мониторинга системы образования в целях информационной поддержки разработки и реализации государственной политики в сфере образования, непрерывного системного анализа и оценки состояния и перспектив развития образования;
– обеспечение 100% доступности дошкольного образования;
– создание условий для получения общего образования в соответствии с ГОС для каждого школьника;
– увеличение доли участия школьников в олимпиадах и конкурсах разного уровня;
– установление требований к порядку проведения профессионально-общественной аккредитации профессиональных образовательных программ;
– совершенствование методики мониторинга эффективности деятельности образовательных организаций высшего образования;
– развитие инженерного, математического образования;
– приведение сети специальных советов по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук в соответствие с действующими правовыми актами;
– приведение составов специальных экспертных советов Высшей аттестационной комиссии при Министерстве образования и науки Донецкой Народной Республики в соответствие с действующими правовыми актами;
– совершенствование системы профессиональной ориентации молодежи, поддержка молодежных предпринимательских инициатив и деятельности студенческих отрядов;
– гражданское и патриотическое воспитание молодежи;
– развитие добровольческого движения в молодежной среде;
– развитие системы органов студенческого самоуправления;
– укрепление сотрудничества Донецкой Народной Республики со странами-партнерами на двусторонней и многосторонней основах в рамках международных организаций;
– обеспечение развития научно-исследовательского и образовательного секторов Донецкой Народной Республики, расширение географии международного научно-технического и образовательного сотрудничества, продвижение республиканских приоритетов в международных организациях.
Члены Коллегии поддержали положения концепции.
В ходе Коллегии заместитель Министра образования и науки В.А. Медведев проинформировал о техническом обеспечении и оснащении учебных заведений материальными средствами и созданием условий для проведения учебного процесса. Владимир Медведев отметил, что первый этап восстановления охватил 109 объектов, второй этап предполагает восстановление 291 учреждения, предварительный перечень восстанавливаемых объектов третьего этапа – 420 учреждений.
Если вы нашли ошибку в тексте, Выделите ее и нажмите клавиши Shift + Enter или нажмите здесь Я нашел ошибку