Донецкой Народной Республики
Архив
Октябрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Сен    
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031  

011

   Сегодня, 21 декабря, в Министерстве образования и науки прошел Первый съезд учителей Донецкой Народной Республики.

   Министр образования и науки ДНР Лариса Полякова, открыв съезд, напомнила о том, что Распоряжением Главы Республики Александра Захарченко 2015 год был провозглашен Годом образования. «Уходящий год был непростым для всех нас. Под грохот взрывов снарядов мы продолжали служить делу своей жизни – учить и воспитывать новое поколение. Мы пережили смерти детей, наших коллег. Понять это в XXI веке, простить невозможно». Память погибших собравшиеся почтили минутой молчания. Лариса Полякова подчеркнула, что в этих сложных условиях Министерством образования и науки была создана масштабная программа, результаты которой и будут обсуждены на съезде.

   Добрые пожелания от гостей съезда

   Участников съезда приветствовали гости. Первый заместитель руководителя центрального исполкома ОД «Донецкая Республика» Андрей Крамар отметил, что именно от учителей зависит то, каким будет наше молодое государство, и выразил пожелание, чтобы учителя были представлены в Народном Совете и активно отстаивали интересы отрасли.

   «Хочу пожелать вам и в дальнейшем таких же прочных моральных ориентиров, которые позволили вам не уехать, оставаться с детьми, продолжать их учить. И, конечно, – новых творческих успехов!» – сказал председатель комитета по вопросам образования, культуры и спорта Народного Совета Мирослав Руденко. Сердечно поблагодарил учителей за их повседневный труд руководитель общественной организации «Молодая Республика» Сергей Кондрыкинский. Делегатов съезда приветствовал Совет старшеклассников, ребята прочли трогательные стихи, посвященные учителям.

Что удалось сделать

   С докладом об итогах работы за год, о стратегии развития системы образования выступила заместитель Министра образования и науки Ирина Симонова. Спикер подчеркнула, что основным событием стало принятие Закона «Об образовании». Кроме того, очень важно, что удается сохранять сеть общеобразовательных организаций, восстанавливать разрушенные объекты. Военное время скорректировало контингент учащихся в организациях специального образования, и в школах-интернатах сейчас воспитываются не только «статусные» дети, но и дети из семей, оказавшихся в сложных жизненных обстоятельствах – на сегодня это 186 детей. Осуществляется переход образовательных организаций на новые образовательные стандарты. В учебных планах появились такие предметы как черчение, история Отечества, история родного края, начальная военная и медико-санитарная подготовка.

   Впервые введена такая форма оценивания качества образования как промежуточная аттестация. Что касается государственной итоговой аттестации, то ее результаты входят в конкурсный балл. Обязательным экзаменом при сдаче ГИА является русский язык, при этом 11-классники сдают еще минимум два – максимум три предмета по выбору, в зависимости от того, какое направление обучения они собираются выбрать в вузе.

   Значимым достижением стало признание документов об образовании ДНР в Российской Федерации. По словам Ирины Симоновой, Министерством образования и науки разработано более 100 документов, регламентирующих работу школ, дошкольных учреждений и учреждений дополнительного образования.

   Большое внимание уделяется выявлению, поддержке и развитию одаренных детей и молодежи. В частности, создан банк данных таких детей, совместно с Донецким республиканским институтом дополнительного педагогического образования проводится Республиканская предметная олимпиада, организована деятельность Малой академии наук, Министерством образования и науки разработаны мероприятия по поддержке и поощрению одаренных детей.

   «Обеспечена доступность образования, – подчеркнула Ирина Симонова. – Беспроблемно прошел переход на русский язык обучения. В нынешнем учебном году открыты 97 % классов с русским языком обучения, в которых обучаются 125 тысяч детей, и 3 % классов с украинским языком обучения, где занимаются 2 тысячи школьников. Кроме того, организовано бесплатное питание для учащихся 1-4 классов и детей льготной категории. Все учащиеся 1-11 классов обеспечены учебниками из Российской Федерации».

Учителя и ученики Республики показали достижения на международном уровне

   Несмотря на непростое время, и педагоги Республики, и учащиеся показали высокие достижения в международных конкурсах. Так, учителя Амвросиевской ОШ № 6 Лариса Тур, Сергей Лыга, Ирина Юсуфзянова стали лауреатами конкурса «Педагогическое творчество: солнечное детство». Директор Донецкой школы № 30 Алексей Криворучко, учитель русского языка и литературы, победил в конкурсе педагогического мастерства «Хрустальная чернильница», проходившем в Минске, а словесник Новоазовской ОШ № 3 Алла Бережко завоевала диплом II степени в конкурсе «Лучший учитель русской словесности зарубежья».

   Также учащиеся Седовской школы стали победителями III Международного пушкинского конкурса детского творчества «Мы рождены для вдохновенья…», а юные журналисты Макеевской ОШ № 53, выпускающие школьную газету «СПарта!», получили диплом за победу во Всероссийском фестивале школьных СМИ в номинации «Специальный приз жюри конкурса».

   Среди международных достижений воспитанников учреждений дополнительного образования – Кубок «За содружество во имя спасения» команды «Шквал» Донецкого республиканского Центра туризма и краеведения учащейся молодежи, призовые места коллективов и воспитанников Донецкого республиканского Дворца детского и юношеского творчества, занятые на Фестивале фольклора и национальных культур в Сочи. Завоевали призовые места и воспитанники Донецкой республиканской детско-юношеской спортивной школы, принявшие участие во всероссийских соревнованиях по спортивной акробатике в Краснодаре, Волгограде и Великом Новгороде. Кроме того, детская радиостанция станции юных техников г. Шахтерска стала победителем заочных Международных соревнований по радиосвязи на коротких волнах «Мемориал Победы – 70». Также свои таланты подарили жителям Санкт-Петербурга детские творческие коллективы ДНР, которые участвовали в благотворительном марафоне «С благодарностью к России от детей Донбасса».

   Отметив успехи и достижения, Ирина Симонова подчеркнула, что в образовательной сфере есть еще много вопросов, которые совместными усилиями будут решаться.

Развитие профессионального мастерства учителя

   Ректор Донецкого республиканского института дополнительного педагогического образования Алексей Чернышев выступил с итоговым докладом «Развитие профессионального мастерства учителя Донецкой Народной Республики».

   – Как символично и мудро, что завершается Год образования в ДНР проведением съезда учителей, – начал Алексей Иванович. – Не секрет, что успешность любых реформ в конечном итоге зависит от учителя. Недаром Уинстон Черчилль отмечал, что школьные учителя обладают властью, о которой премьер-министры могут только мечтать. Вот почему перед всеми нами сейчас аккумулированы очень важные социальные задачи – подготовить учителя, который отвечает задачам построения принципиально новой системой образования ДНР. При этом мы понимаем, что донецкому учителю необходимо не только освоить новые содержания и новые технологии, но и перестроить свое мировоззрение. Уже сейчас можно сказать, что учителя Республики в полной мере готовы выполнять стоящие перед ними задачи по построению системы образования. Эта мысль прозвучала и в основном докладе Ирины Васильевны Симоновой. И то, что наши учителя могут выполнять эти задачи, – проявление их гражданской позиции, профессионального мастерства, а также результат системной работы образовательной сферы. И сегодня система образования ДНР по-новому осмысливает и выстраивает содержание своей деятельности.

   Алексей Чернышев представил в докладе три этапа развития педагогического мастерства: предварительная подготовка, установочный этап, этап практической реализации. Предварительному этапу был посвящен весь прошлый год. Под руководством и патронатом Министерства образования и науки, РИДПО, методических служб городов/районов учителя, директора, завучи и управленцы изучали нормативную и теоретическую базу Российской системы образования, их образовательные стандарты, учебные планы, программы, учебники. Формы работы на этом этапе были самые разнообразные. Именно благодаря данному этапу учителя сумели подготовиться к работе по созданию нормативной базы, теории, идеологии системы образования ДНР. Особенно активно практические работники привлекались к разработкам образовательных программ (их было подготовлено 130), методическим рекомендациям к этим программам. Педагоги при этом продемонстрировали высокий уровень гражданственности, профессионального мастерства, высокую научную подготовку, креативность, глубокое понимание сущности образования в такой сложный исторический этап.

   Установочный этап проходил в летний период, с июня по август. И предусматривал освоение идеологии и технологий созданной общими усилиями, методом коллективного творческого дела, системы образования ДНР.

   С началом этого учебного года начался главный этап – этап внедрения государственных образовательных стандартов. В помощь педагогическим работникам разных категорий был разработан креатив-план научно-методического сопровождения внедрения государственных образовательных стандартов. Ядром этого плана являются дорожные карты профессиональной деятельности всех субъектов учебно-воспитательного процесса на всех этапах внедрения стандартов. Так был сформирован единый подход к развитию профессионального мастерства учителей на общей нормативно-правовой и теоретико-методической основе.

   Еще одним нововведением стали методические мастерские победителя Открытого республиканского конкурса профессионального мастерства «45 минут славы».

   Также Алексей Иванович подчеркнул, что этапы реализации работы по развитию профессионального мастерства учителей состоит из трех блоков. Назначение первого блока – помочь каждому учителю интегрировать и логически соединить наработанный опыт, традиции, нормативную базу ДНР с российскими учебниками. Среди инициатив и новшеств этого блока особо отмечены Центр дистанционной самодиагностики и Академия занимательных наук. 

   Целью второго блока – помочь стать каждому учителю продвинутым не только в русле владения информационными и Интернет-технологиями, но и современными методиками, методическими системами. В условиях перестройки образовательная система Республики носит опережающие, моделирующий характер. В системе повышения квалификации приоритетной политикой остается разработка новых моделей обучения, воспитания, использование перспективных педагогических технологий и инноваций.

   Определяющая черта инновационного педагога, прошедшего курсы повышения квалификации, – это выбор и внедрение в практику работы результативных педагогических инноваций.

   Третий блок развитие профессионального мастерства педагогов предполагает формирование фирменного донецкого методического стиля. Его суть отлично сформулировал директор Донецкой общеобразовательной школы І-ІІІ ступеней № 30 МОН ДНР Алексей Криворучко: сочетание системной технологичности и творчества донецкого учителя.

Концепция патриотического воспитания детей и молодежи

   Об идеологической направленности процесса воспитания молодежи «Социально-педагогические аспекты воспитательной работы в образовательных организациях» рассказал представитель отдела дополнительного образования Министерства образования и науки ДНР Игорь Макущенко.

   Отметим, что весь 2015 год был годом создания патриотической концепции. И сейчас очень важно понимание того, что крайне необходимы четкие методические рекомендации, этапы реализации концепции.

   Игорь Владимирович раскрыл широкое содержание понятия «патриот»: гражданин, физически здоровый человек, духовно-нравственная развитая личность. Кроме того, понятие включает и историко-патриотическое восприятие тех мест, где человек родился, культурных традиций. Также в докладе было подчеркнуто, что единая модель патриотического воспитания, цель которое – воспитание гражданина Республики, невозможна без целостной последовательной работы: от дошкольного образования к высшей школе.

   – Мы знаем, что такое донецкий характер, теперь хотелось бы всем вместе сформировать, что такое характер республиканский, – заключил Игорь Макущенко.

 Социальная защита учителя

   Председатель Профсоюза работников образования и науки ДНР Ася Горшкова выступила с докладом «Социальная защита учителя – главная задача профсоюза».

   Ася Семеновна напомнила, что 20 февраля 2015 года прошла учредительная конференция профсоюза работников образования. Тогда важнейшей задачей была активная работа со всеми органами власти, которые занимаются законодательной деятельностью с целью повышения социальной защиты работников образования.

   Большая работа проведена по созданию законодательной базы: Профсоюз работников образования и науки принимал участие в создании Закона «Об образовании», во внесении изменений в Закон «Об отпусках». Не менее важный аспект – внедрение нововведений в тарифную сетку.

   На сегодняшний день совместно с МОН ДНР подготовлен проект постановления о повышении минимальной заработной платы, что даст возможность увеличения первого тарифного разряда.

   Также Ася Горшкова рассказала о том, как решался вопрос о снятии 13 %-го налога со стипендии. И особо отметила сотрудничество с Московским городским комитетом профсоюзов, который в трудный период пришел на помощь, предоставив гуманитарную помощь для студентов льготных категорий и жителей наиболее разрушенных районов.

   В докладе был упомянут и Форум молодых учителей, в котором принимали участие наши учителя, и Педагогический старт, в котором по итогам 2015 года один из педагогов города Шахтерска занял призовое место.

 Обсуждение стратегии развития системы образования

   Первый съезд учителей стал площадкой и для демонстрации опыта: было заслушано выступление победителя конкурса «45 минут славы» 2015 года, учителя физики Торезской общеобразовательной школы № 11 Елены Новиковой, выступление директора Донецкой ОШ№ 30 Алексея Криворучко. Также выступили директор Донецкой специальной общеобразовательной школы-интерната № 28 Татьяна Архипова с докладом  «Совершенствование системы обеспечения целесообразного развития и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья», заведующая методическим центром управления образования г. Горловка Елена Панченко рассказала о методическом обеспечении учебного процесса на современном этапе развития образования.

   О развитии дошкольного образования в условиях сельского сада» рассказала заведующая Петровским дошкольным образовательным учреждением «Радуга» Старобешевского района Лилия Юрьева. Об участии обучающихся в мероприятиях патриотического направления «Итоги Акции «Вахта памяти» шла речь в выступлении директора Донецкого республиканского центра туризма и краеведения учащейся молодежи Забавской Ирины Анатольевны.

Принята Резолюция съезда

   По итогам работы съезда принята Резолюция. В числе предложений отмечается, что необходимо способствовать интеграции и диалогу педагогов, родителей, обучающихся, органов местного самоуправления, общественности в создании условий для получения доступного и качественного образования; поддержать инициативу вовлечения заинтересованных министерств и ведомств Республики в создание интегрированных проектов, программ, акций, направленных на развитие ребенка; развивать систему независимой оценки качества образования; создать Стратегию развития образования на период до 2020 года и Концепцию государственной программы развития образования на 2016-2020 годы.

Если вы нашли ошибку в тексте, Выделите ее и нажмите клавиши Shift + Enter или нажмите здесь Я нашел ошибку

Образовательный вектор
Последние новости